Направленность дополнительной общеразвивающей программы – художественная
Уровень программы
1 год обучения – стартовый уровень
2, 3 и 4 год обучения – базовый уровень
Актуальность и практическая значимость
Современный социальный заказ на образование обусловлен задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года №678-р. В концепции подчёркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у учащихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.
В качестве главной цели общего образования определено формирование «личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях». Для достижения этой цели выделен ряд задач, среди которых специально рассматривается развитие у учащихся творческих способностей, а также умения применять полученные знания в различных видах практической деятельности. Для решения этих задач разработана программа объединения художественного творчества «Искусство и быт». Занятия по программе должны стать отправной точкой, толчком для развития способностей, раскрытия потенциала каждого ребёнка, неиссякаемым источником творческих решений.
С глубокой древности человек, изготовляя различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от самой природы: дерево, камень, глина, солома. Не только в прошлом, но и в наше время, в эпоху бурного развития науки и техники, человек охотно использует дары природы для изготовления различных вещей, сувениров и особенно для украшения жилья и быта. Программа «Искусство и быт» направлена на развитие творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной работы, воспитание эстетического вкуса, любви к народным традициям своего края. Программа «Искусство и быт» способствует трудовому, эстетическому воспитанию учащихся, расширению их кругозора. Направлена на формирование и развитие изобразительного навыка, способности использовать полученные знания и умения и в дальнейшем предполагает изучение разнообразных видов декоративно-прикладного искусства: аппликации, художественного конструирования из бумаги, работ с природным материалом, лепке из солёного теста и многого другого. В процессе общения учащиеся знакомятся с различными материалами их свойствами, определяющими художественные приёмы обработки, декор, оформление.
Программа «Искусство и быт» - это увлекательный цикл занятий, который поможет детям поверить в свои возможности, открыть способности, о которых они не подозревают, получить удовлетворение от творчества. Помимо изобразительной деятельности дети научатся приёмам работы с пластилином, солёным тестом, с батиком, бумагой и природными материалами и т.д.; овладеют нетрадиционными техниками рисования.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена созданием доброжелательной, позитивной среды, где учащиеся ощущают себя защищёнными и свободными в выражении своей фантазии, в своём творчестве. Здесь могут заниматься дети в возрасте 7-9 лет, владеющие разным уровнем способностей к прикладной деятельности. Благоприятный и доброжелательный климат способствует формированию у детей коммуникативных навыков общения, художественного вкуса и эстетической восприимчивости.
Отличительные особенности программы
Особенностью данной программы является её развивающая направленность. Занятия декоративным и прикладным искусством способствуют эстетическому развитию детей, учат видеть красоту в реальной действительности. Эти занятия развивают фантазию и воображение, изобретательность и технические навыки, композиционное мышление и чувство цветовой гармонии, расширяют кругозор, формируют представления детей о роли искусства в жизни общества.
Программа также имеет экологическую направленность - учит детей бережно относиться к природе, и неразрывно связана с проблемой рационального использования свободного от занятий в школе времени. Знания и умения, полученные на занятиях объединения, способствуют приобретению ценных качеств личности: умение планировать свою работу; добиваться успешного выполнения поставленной задачи; трудолюбию, аккуратности, терпению.
В основе данной программы лежат разделы: «Живопись», «Декоративная композиция», «Работа с эпоксидной смолой», «Аппликация», «Декоративно-оформительская работа», «Бисероплетение», «Фелтинг», «Народная роспись», «Плетение», «Папье-маше» и т.д. Разнообразие тем формирует комплексность программы.
В программе сокращено количество часов по отдельным темам за счёт увеличения часов по другим темам. Изменения и дополнения внесены в программу в соответствии с возрастными особенностями детей, с учётом их интересов и желаний, материально - технической оснащённостью объединения, опытом педагога, требованиями современности.